БОЛЬШАЯ СТРАНА  

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Приволжский ФО >>> Нижегородская обл.
 
    Нижегородчина моя,
    Ты Горьковская, с горчиной.
    Я много был в иных краях,
    Но многих ты повыше чином.

    Поют в саду мне соловьи.
    Туманы томной влагой нежат.
    И здесь все родичи мои,
    И все воспоминанья свежи…
    Юрий Хромов («Душевное»)

Сейчас уже трудно поверить, что Нижегородская область, огромный и богатый достопримечательностями регион, совсем недавно был скрыт завесой секретности и совершенно недоступен для туристов. Времена, к счастью переменились, и путешественники обнаружили в самом центре России настоящий кладезь туристических возможностей. Кроме известных круизов по рекам Оке и Волге, здесь находится много привлекательного на любой вкус: древнерусские города и села с шедеврами архитектуры, редкой красоты лесные реки с реликтовыми борами, и уникальное явление культуры — старинные народные художественные промыслы, принесшие славу Нижегородчине далеко за пределами страны.

Нижний Новгород издавна называли «карманом России». Этой славой город во многом обязан Нижегородской Ярмарке. За свою многовековую историю город вобрал в себя множество архитектурных стилей. Нижний Новгород, словно музей под открытым небом. Нижегородская земля прославилась не только «стольным градом», но и своей провинцией. Известное повсюду село Большое Болдиноземля предков великого А. С. Пушкина. На карте Нижегородской области — озеро Светлояр, окутанное таинствами истории и легендами о граде Китеже.
Нижегородская земля знаменита своей историей, культурой, уникальной природой среднерусской полосы.

В нижегородской области удивительным образом сочетаются патриархальные устои седой старины и жизнь современных научно-стратегических центров. Многие научные достижения связаны с нижегородскими учеными. Нижегородская область славится на всю Россию музыкантами, поэтами, певцами, творческими коллективами.

Нижний Новгород — волжская столица

    Мой Новгород Нижний, столица Приволжья,
    Стоишь ты над Волгой и устьем Оки.
    Мой город, тебя не любить невозможно,
    Ты — моя жизнь, мои лучшие дни.
    Ты словно паришь над волжским простором,
    Пленяет меня твоих гор высота.
    С откоса гляжу я восторженным взором
    На дали речные, луга и леса.
    Стены кремля повидали немало,
    Здесь веет дыханьем седой старины…
    Рашид Хасьянов («Мой Нижний Новгород»)

Благодаря живописным видам, обилию исторических и архитектурных памятников Нижний один из наиболее привлекательных городов России
Нижний Новгород — третий по величине город России, крупнейший населенный пункт Поволжья. Он расположен на слиянии реки Волги с ее крупным притоком — Окой. В былые времена называли Нижний Новгород именитым и славным. Рельеф города уникален асимметрией правого и левого берега Оки. Левый берег плоский, а на правом берегу находятся Дятловы горы, перепад высот которых составляет 140 м. Благодаря живописным видам, обилию исторических и архитектурных памятников, Нижний можно считать одним из наиболее привлекательных городов России. Нижний Новгород включен в Список исторических городов России. Этот город издавна был первым среди волжских городов, во многом благодаря своему выгоднейшему географическому положению.
Нижний Новгород включен в Список исторических городов России
Еще со времен декабристов, считавших, что Нижний должен быть главным городом государства, он претендует на роль третьей столицы. Нижний Новгород — один из первых городов России, где было открыто трамвайное движение. Произошло это 8 (20) мая 1896 года. В 1985 году в городе была пущена первая линия метрополитена. К 1989 году число жителей города достигло отметки в 1,5 млн. человек.

В 1932 году город был переименован в честь Максима Горького (имя при рождении Алексей Максимович Пешков). Сам писатель, покинувший город еще в 1904 году, относился к этому переименованию с иронией: «Если бы я сохранил свой первый псевдоним Иегудил Хламида, интересно, как звучало бы название?» В 1991 году Горький вывели из числа «закрытых» городов, а по итогам референдума вернули историческое название. В 2000 году Нижний Новгород стал столицей Приволжского федерального округа. В Нижнем Новгороде сохранилось немало домов, где жил Горький, начиная от «Домика Каширина», где создан музей детства Максима Горького, до последней квартиры в доме Киршбаума, где жила вся его семья: жена Екатерина Пешкова, дети Максим и Катя. В Нижнем Новгороде Максим Горький рос и проходил свои «университеты». Быт, события города, люди и их судьбы нашли свое отражение в его произведениях. Здесь он создал легенду о народном герое Данко («Старуха Изергиль»), были написаны «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Максим Горький принимал самое активное участие в революционных мероприятиях Нижнего Новгорода. О славном прошлом города, его деятелях, о быте и традициях нижегородцев сегодня рассказывают нижегородские музеи и выставочные залы.


Нижний Новгород был основан как деревянная крепость на Дятловых горах в 1221 году князем Юрием, сыном князя Всеволода Большое Гнездо. Укрепленное поселение служило форпостом для защиты русских границ от набегов мордвы, черемисов и волжско-камских болгар. Изначально город носил название Новгород — так по традиции назывались все вновь создаваемые города, и лишь в XIV веке он стал «Нижним», потому что располагался в «Низовской земле», на нижней границе русской Волги. В течение двух веков Нижний не раз подвергался набегам монголо-татар, поджигался, но вновь восстанавливался. В конце XIV века Нижний Новгород вошел в состав Московского княжества и стал играть важную роль в отражении татарских набегов. В XV веке монголо-татары дважды разоряли город.

В 1506—1511 гг. в городе был возведен каменный кремль, сохранившийся до наших дней. Эта крепость ни разу не была покорена. Нижний Новгород стал одним из опорных пунктов в борьбе с Казанским ханством в XV—XVI веках, а после взятия Казани его оборонительная роль становится незначительной. Нижегородский кремль — памятник фортификационного искусства, главная достопримечательность города. Расположенный на нескольких уровнях Дятловых гор, окруженный зеленью и старыми домами, он выглядит очень живописно, особенно с борта теплохода. Для своего времени это было выдающееся оборонительное сооружение. Кремль включает в себя стены и четырехъярусные башни. Общий периметр стен кремля — 2045 м. Стены и башни сложены из кирпича на известковом растворе и частично из камня. В строительстве кремля принимали участие итальянские и псковские мастера. Это уникальный ансамбль, сочетающий в себе суровость средневековых крепостных стен и башен и изящество классических построек XIX века.

Монументальный образ с чертами средневекового замка являет собой собор Александра Невского, построенный в конце XIX века на средства ярмарочного купечества. О славной истории купеческого города сегодня напоминают торжественное здание Нижегородской ярмарки, Староярмарочный Спасский собор, построенный по образцу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, богатые купеческие особняки XIX — начала XX веков.

Дом Рукавишниковых (в настоящее время административный центр Историко-архитектурного музея-заповедника) — старинный купеческий особняк, построенный московскими мастерами в конце XIX века. Богато декорированное здание должно было напоминать итальянское палаццо и говорить о богатстве и художественных пристрастиях владельца — крупнейшего нижегородского промышленника и торговца. Роскошным фасадам соответствует интерьер с мраморной лестницей, лепниной и росписью плафонов.

Ансамбль Нижегородского отделения Государственного банка (1911—1913 гг.) — грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, ставший одним из символов города. Здание построено в память окончания Гражданской войны и иноземной интервенции XVII века и воцарения дома Романовых. При строительстве использованы приемы национально-романтического стиля XVII века. Облик здания с его богатым набором декоративных деталей (облицовка резным камнем, интерьеры, украшенные изразцами и художественным литьем, своды операционного зала, расписанные фресками) позволяет ощутить праздничность и лиричность мотивов древнерусской архитектуры.

Многочисленные здания, возведенные по всему городу, остались историческим достоянием и гордостью нижегородцев. Очень красива, например, площадь Минина и Пожарского. Здесь, рядом с кремлем, проходят народные гуляния. Недалеко — улица Большая Покровская (местный Арбат!), которая украшена городской скульптурой, делающей ее весьма уютной. Вот бронзовая дама, поправляющая у зеркала прическу, а здесь кот тянется за голубями… Они в тысячу раз меньше церетелиевских гигантов. Как и на московском Арбате тут много всякой всячины.

    Купеческий город старинный,
    Родная моя колыбель,
    В нем воздух витает былинный
    И рек голубая купель.

    Кудрявая россыпь рябины
    Волнующих склонов панно,
    Развилкой речные долины
    Его украшают давно.

    Текут величавые воды
    По руслу глубокого дна,
    Идут по реке теплоходы,
    И плещет о берег волна…
    Яндаева Г. Н. («Купеческий город старинный»)

Нижегородская ярмарка

С самого начала своей многовековой истории Нижегородская земля играла заметную роль в жизни русского государства, являясь удивительно колоритным и значимым краем Поволжья. Ни одно важное историческое событие Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза не прошло без участия нижегородцев (горьковчан). Нижегородский край являлся крупным центром предпринимательства и торговли, местом рождения и развития известнейших народных промыслов, колыбелью отечественной науки и культуры. Всему миру известны имена Ивана Кулибина, Кузьмы Минина, Валерия Чкалова, Максима Горького.

Много интересного хранит в себе Нижегородская земля. Она является одним из исторически сложившихся центров средоточия культурного наследия России. Здесь находится много интересных памятников археологии, зданий, связанных с историческими событиями, памятников русского деревянного и каменного зодчества. О славной истории купеческого прошлого Нижнего Новгорода напоминает торжественное здание Нижегородской ярмарки, на территории которой ежегодно проходит более 70 крупных выставок и форумов, в том числе международных.
Славная своим историческим прошлым и возрождаемая сегодня Нижегородская ярмарка принимает гостей со всего мира.


******
На Нижегородской земле зародилось более двухсот народных художественных промыслов. Традиционно Нижегородский край считается родиной золотой хохломы, семеновской матрешки, чкаловского гипюра.

Городом мастеров называют Городец. Деревянные дома города, украшенные глухой барельефной и прорезной деревянной резьбой, кажутся сказочными теремами. Каменные купеческие дома украшены крылечками с ажурным кружевом чугунных навесов и роскошными металлическими дымниками и водостоками. В одном из таких особняков, принадлежавшем купцу И. П. Облаеву, сегодня располагается краеведческий музей. В память о щедрых вкладах и меценатстве городецкого купечества в 2002 году в Городце был установлен памятник российскому купечеству. Городецкая земля бережно хранит и приумножает традиции народных художественных промыслов и ремесел. Здесь по-прежнему процветают городецкая роспись, золотая вышивка, лозоплетение, гончарное искусство, выпечка медовых пряников, резьба по дереву. А резьба пряничных досок достигла уровня высокого мастерства и стала подлинным искусством.


Семенов внесен в Список исторических мест России как памятник градостроительства под открытым небом
Знаменита земля Новгородская и городом Семенов. Семенов находится на севере Нижегородской области, окружен он лесным кольцом и считается столицей золотой хохломы и старинным центром художественной обработки дерева. Семенов внесен в Список исторических мест России как памятник градостроительства под открытым небом. В центре Семенова сохранилась застройка второй половины XIX — начала ХХ века: деревянные, рубленные «в угол» двухэтажные дома с 5—6 окнами по фасаду, скромными наличниками, а также дома, украшенные богатой резьбой (так называемой накладной ажурной). Старообрядческий уклад наложил свой отпечаток на архитектуру. Город кажется суровым и строгим. О купеческом прошлом города напоминают сохранившиеся добротные дома купцов. Семеновский историко-художественный музей был основан в 1934 году. Основная экспозиция музея посвящена художественным промыслам Нижегородского Заволжья XIX—XX веков. Первыми экспонатами музея стали уникальные произведения умельцев, которые длительное время собирал и хранил Г. П. Матвеев, основатель школы «Художественной обработки дерева». Наряду с лучшими образцами золотой хохломы, в музее представлена резьба по дереву, деревянная скульптура, семеновская игрушка. В музее также можно узнать об истории старообрядчества в семеновском уезде.

Семенов и его округа издавна славились ложкарным промыслом. Его история, согласно легендам, берет свое начало еще в екатерининскую эпоху, но свое развитие и высокий профессиональный уровень промысел получил только в начале ХХ века. В 1916 году в Семенове Г. П. Матвеевым для дальнейшего развития художественного промысла была открыта школа «Художественной обработки дерева», принесшая впоследствии городу всемирную славу. Увидеть чудесное превращение обыкновенного чурбачка в золотого хохломского лебедя можно на фабрике «Хохломская роспись», понаблюдать за всеми этапами процесса производства хохломских изделий, и не только понаблюдать. Специально для туристов разработаны программы мастер-классов, наиболее популярна из которых — роспись изделий, например, матрешки. В ассортиментном кабинете фабрики можно познакомиться с богатством изготавливаемой фабрикой продукции.


Культурное наследие Нижегородской области хранят, конечно, в первую очередь музеи. Представляет интерес Историко-архитектурный музей-заповедник, один из лучших в России по богатству фондов. Он является самым крупным в Нижегородской области и объединяет в себе 7 музеев. В художественном музее собрано более 10 тысяч картин выдающихся русских художников XVII—XX веков (И. Репин, К. Брюллов, Н. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин, В. Васнецов, В. Серов, Б. Кустодиев, Н. Рерих и другие). В музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья широко представлены традиции, быт и культура народов Нижегородского края.

О знаменитых сталеслесарных промыслах, удивительном мастерстве кудесников-металлистов рассказывают коллекции и экспозиции Павловского исторического музея, основной фонд которого — более 20 тысяч предметов. Особенно интересна коллекция замков, представленная экспонатами весом от 0,9 грамма до 50 кг. Некоторые экспонаты музея можно увидеть только под микроскопом. Например, механическую блоху в платиновых лапоточках, или замочек, застегнутый на ушко иголки, выполненные мастером Павлом Куликовым. Музейный комплекс располагается в особняке купца II гильдии В. И. Гомулина. Это прекрасный памятник архитектуры второй половины XIX века, построенный в стиле электики. Здесь сохранились лепные потолки, печки-камины, резные двери, старинная мебель.

Богородский краеведческий музей хранит уникальную коллекцию старинной керамики. Здесь же можно познакомиться и с историей другого знаменитого богородского промысла — кожевенного. Традиции Богородских гончаров продолжают Богородский дом ремесел и гончарная мастерская «Горшеня». В Доме ремесел создан музей керамики, где представлены разнообразные изделия из глины — от мелкой пластики до высокохудожественных керамических изделий. Кружевоплетением на коклюшках известна Балахна. Коллекция балахинского кружева находится в Балахинском краеведческом музее>. В музее также представлены деревянные скульптуры XVIII века, стеклянные изделия местного завода, старинные сани, велосипед и многое другое. Местный краеведческий музей города Лыскова хранит богатую коллекцию изделий Лысковских мастеров. Его гордостью является уникальное собрание из 24 самоваров (от 4-хведерного до небольшого прогулочного) и коллекция сундуков. На фабрике «Лысковские узоры» можно увидеть, как талантливые мастерицы украшают богатой вышивкой одежду, скатерти, салфетки и полотенца.

Знаменитые соотечественники

Над родной Волгой взмахнула крылом молодая слава Горького. Отсюда она полетела, чтобы, с необычной скоростью миновав рубежи земель и вод, превратиться — в славу мировую. С призывом своим еще вчера неведомый художник обращался к людям, не обладавшим ни богатствами, ни могуществом, к людям, лишенным какой-нибудь образованности, чаще — неграмотным, забитым нуждою, угнетенным работами без меры и просвета. Их звал он распрямиться, в них будил гордость Человека… Горький поднял свою жизнь из народных низин, которые пугали мещанина, и птицею взлетел над ними — вот что поражало именно этого мещанина… На перевале двух столетий мир резко разломился для писателя на друзей и врагов. Реакция утвердилась во мнении о «вредности» горьковских произведений для существовавшего порядка. Царские власти выискивали в деятельности Горького наказуемость всякого шага. То, что на протяжении всей цепи преследования Горький не дал дрогнуть мужеству своего волшебного пера, свидетельствует о величии духа истинного поэта.

В метрической книге, которая велась в одной из нижегородских церквей, записано, что 16 марта 1868 года родился, а 22 марта крещен младенец Алексей. Родители его: мещанин Максим Савватиев Пешков и законная жена его Варвара Васильева. Алексей Пешков стал известен всему миру под именем писателя Максим Горький. И сегодня стоит на Почтовом (раньше Успенском) съезде в Нижнем Новгороде приземистый деревянный дом, где прошли детские годы Алеши Пешкова, — теперь здесь музей.

    Все до мелочей нам здесь знакомо:
    Скрип колодца и калитки стук.
    Много лет хозяев нету дома,
    И давно уж в «люди» вышел внук.

    Жизнь ушла куда-то по-соседству,
    Ящерицей юркнула в траву,
    Но осталось в этом доме детство —
    Горьковское детство наяву…
    Татьяна Гришина

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно. Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в обувном магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и другое) и ранние лишения преподали хорошие знания жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам. В 1902 году Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком «по разряду изящной словесности» (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 году Горький вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Горький быстро проявил себя и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 году он встал во главе издательского товарищества «Знание». Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре в 1902 году.

После поражения революции 1905 — 07 гг. Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой». Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом. Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки:

    Как же мы потом жить будем?
    Что нам этот ужас принесет?
    Что теперь от ненависти к людям
    Душу мою спасет?

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В цикле статей газеты «Новая жизнь» (1917—1918) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым, если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками. Однако, многих писателей (в том числе, А. А. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина». Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

В 1928 году Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз, до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело: Горький возвратился на родину. Как политик, Горький фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения.


Среди знаменитых нижегородцев особое место занимает механик-самоучка Иван Кулибин . Он приобрел славу необыкновенно умелого часовщика. Пятнадцатилетним подростком он поразил тем, что починил часы-куранты со сложным замысловатым устройством. К творениям его рук относятся часы-яйцо, которые не только отсчитывали время, но и наигрывали музыкальную мелодию, а также показывали «театральное действо». Во время поездки Екатерины по Волге Кулибин был представлен ей как живая местная достопримечательность. Механик продемонстрировал ей свои работы: телескоп, микроскоп, неоконченные часы-яйцо. Известны и другие его изобретения: одноарочный мост, бездымный фейерверк, фонарь, в пятьсот раз усиливающий свет лампы, самоходное судно.


В Нижегородской губернии 22 октября 1793 года родился великий математик Лобачевский Николай Иванович . Учился он в Казанском университете. Рано обратил на себя внимание успехами в математике, но аттестован инспекцией как «юноша упрямый, нераскаянный, весьма много о себе мечтательный», проявляющий даже «признаки безбожия». Только заступничество профессоров предотвратило исключение Лобачевского из университета и доставило ему в 1811 году, после данного им обещания исправиться, степень магистра. Громкая слава Лобачевского основана на его геометрических изысканиях. Совершенно не понятый соотечественниками, Лобачевский постарался ознакомить со своей системой западноевропейских ученых. Однако, и за границей идеи Лобачевского остались непонятыми. Единственный человек, по достоинству их оценивший, Гаусс, при жизни воздерживался от открытого признания неевклидовой геометрии. В 1860-х годах была опубликована переписка Гаусса, где он свидетельствует, что развитие неевклидовой геометрии сделано у Лобачевского «мастерски в истинно геометрическом духе». С тех пор заслуги Лобачевского постепенно приобретают общее признание. Сочинения Лобачевского переводятся на иностранные языки; Казанский университет, по почину француза Гуэля, предпринимает издание «Полного собрания сочинений по геометрии Лобачевского»; в 1893 году, к столетию со дня рождения Лобачевского, ему воздвигается памятник в Казани и учреждается премия его имени за сочинения по неевклидовой геометрии. При жизни Лобачевского известность ему доставили труды по другим вопросам математики, и здесь в некоторых отношениях он предвосхитил позднейшее развитие науки (различные непрерывности и дифференцируемости, слитное изложение планиметрии и стереометрии).


Владимир Иванович Даль — человек поистине необыкновенной судьбы. Прежде чем прославиться на всю Россию в качестве составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», он несколько раз круто менял свою жизнь. Родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Еще в юношеском возрасте Даль поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге — так пожелал отец будущего лексикографа. Однако карьера морского офицера мало привлекала Владимира Ивановича. Отслужив на флоте несколько лет, он вышел в отставку, после чего поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Отучившись, попал в действующую армию, служил лекарем. Все это время Даля не покидало желание более плотно заняться изучением жизни русского народа, его обычаев и поверий, богатого и красивого языка. Начало этой работе было положено еще в молодые годы, когда он начал записывать речь матросов. В 1832 году В. И. Даль возвращается в северную столицу, где знакомится с Жуковским, Гоголем и Пушкиным, и начинает писать сам. Произведения Даля«Русские сказки», «Были и небылицы Казака Луганского», — сразу же после появления на свет полюбились читателям. Но изучать жизнь народа, его обычаи и фольклор в аристократическом Петербурге Далю было сложно. С 1849 года он собирает слова, песни, сказки и пословицы на Нижегородской земле, занимаясь параллельно врачеванием и делая все возможное, чтобы облегчить жизнь крестьян. В 1863—66 гг. выходит его главное детище — толковый словарь. На эти же годы выпадает не только общероссийская слава В. И. Даля, как лексикографа, но и признание государственное: за создание словаря он получает Ломоносовскую премию и Константиновскую золотую медаль, удостаивается звания «почетный академик Петербургской Академии наук». Однако и после этого он не прервал своей работы над усовершенствованием словаря. Правда, подготовленное им 2—е издание увидело свет уже после смерти автора.


Еще одно широко известное имя, связанное с Нижним Новгородом, — изобретатель радио А. С. Попов . В 1889—1898 гг. он заведовал ярмарочной электрической станцией. Большой вклад в развитие культуры Нижегородского края внесли писатели Н. И. Кочин, А. И. Патреев, поэты М. В. Шестериков, А. И. Люкин, А. Адрианов . Хорошо известны в России имена Нижегородских художников В. Ф. и М. Ф. Холуевых, А. М. и М. А. Каманиных, Ю. Д. Либерова, скульптора П. И. Гусева и многих других.

Болдинская осень

Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, по-особому примечателен уголок земли в бывшей Нижегородской губернии — старинное русское село Большое Болдино. Усадьба Пушкиных в селе Большое Болдино — родовая вотчина Пушкиных. Здесь Александр Сергеевич провел осенние месяцы 1830, 1833 и 1834 годов и создал ряд всемирно прославленных произведений. В Болдино находится Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино», который входит в число крупнейших и наиболее известных российских пушкинских музеев. В творческой биографии поэта Болдину принадлежит роль не менее значительная, чем известному селу Михайловскому. Здесь в необжитом деревенском доме, под грузом житейских проблем и безденежья, в плену холерных карантинов, А. С. Пушкин переживал взлет необыкновенного вдохновения. А словосочетание «Болдинская осень» становится символом вдохновения в любой сфере человеческого творчества. Центр музея-заповедника — усадьба с господским домом Пушкиных, окруженная старинным парком и прудами. Рядом с усадебным домом воссозданы барская кухня, людская, конюшня с каретным сараем. Экспозиции музея удивительно точно передают ту деревенскую атмосферу, в которую окунулся Пушкин, приехав в Болдино.


******
В Нижнем Новгороде и области располагаются свыше 10-ти профессиональных театров. Среди них Нижегородский муниципальный Камерный Музыкальный театр и Академический театр драмы им. А. М. Горького. На его сцене выступали Ф. Шаляпин, Н. Собольщиков-Самарин, А. Самарина, Н. Левкоев, Н. Покровский. Отсюда вышли современные мастера экрана и сцены В. Дворжецкий, В. Самойлов и другие. Академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкина побывал на гастролях в ряде городов Европы. Его постановки классических и современных опер, балетов и оперетт давно завоевали сердца зрителей. На спектаклях Театра юного зрителя выросло не одно поколение, и все так же театр, оставаясь, пожалуй, самым популярным у нижегородцев, идет в ногу со временем. Театр кукол, участник международных конкурсов, способен покорить даже самого взыскательного зрителя, независимо от возраста.


******
Первая в России Арзамасская Ступинская художественная школа появилась в Арзамасе более 200 лет назад. Основана она Александром Ступиным и его учениками. В уездном училище, открытом в 1787 году в Арзамасе, учился художник-передвижник Василий Перов. На творения учащихся Ступинской школы можно посмотреть в местном Воскресенском соборе, который они расписывали.

Нерукотворная краса

Наряду с обилием исторических и культурных достопримечательностей регион интересен своими живописными реками и загадочными, богатыми лесами. Природа Нижегородской области меняется от непроходимых заповедных лесов на севере, до бескрайних полей и лугов на юге. Как ни что другое, понять характер этого края помогают реки: Ветлуга, Керженец, Клязьма, Лух, Сережа. Пролегла через Нижегородскую область и великая река Волга. Волга со всеми ее притоками, большими и малыми — одновременно и река, дающая жизнь, и дорога, соединяющая земли, и деловая артерия, качающая «торговую кровь» из конца в конец необъятной России.
    Ах, ты Волга ли, Волга-матушка,
    Широко ты, Волга, разливаешься,
    Что по травушкам, по муравушкам,
    По сыпучим пескам да по камушкам,
    По лугам, лугам зелененьким,
    По цветам, цветам лазоревым.
Поразительно красивы река Волга и необъятные волжские просторы в районе города Лысково. Оленина гора, где, собственно, и было образовано поселение, знаменита целебными источниками. Овеян легендами мыс любви. В Лыскове находится большое количество памятников архитектуры.


В Нижегородской области также проходит северная граница знаменитого русского чернозема. Поэтому Нижегородская область — это и ландшафты с их удивительной красотой, и завораживающие лесные массивы, и водоемы с мягко континентальным климатом, и недра земли, богатые природными лечебными факторами — от уникальной по своему исцеляющему действию среднесульфитной Шатковской грязи и торфа с Городецкого месторождения до богатейшего набора минеральных вод.


Недалеко от Нижнего Новгорода на берегу Волги раскинулась деревушка Зименки. Издавна привлекает местность людские взоры неописуемой красотой: березовые рощи, крутые овраги, заволжские дали. Эта курортная местность славится целебными водами. Местечко с ласковым названием имеет богатое событиями прошлое. В 1880-м году приехал в эти края Матвей Башкиров— известный нижегородский купец, судовладелец. Имел он собственные мельницы, торговал хлебом. Понравилось ему место, и построил он в Зименках семейную усадьбу для летнего отдыха. Революция пощадила затейливое здание, к нему пристраивались новые корпуса. С 1928 года здесь открылась база отдыха, которая в 1947 году получила официальное название «Санаторий для лечения заболеваний нервной системы и органов движения». В 1965 году на территории санатория с глубины 105 и 340 метров были выведены два источника минеральной воды. Сульфатно-кальциевая вода источника применяется для лечения органов пищеварения и пользуется большой популярностью. Применяется она при многих болезнях. Сбалансированное содержание биологически активных и жизненно важных минеральных солей и микроэлементов в минеральной воде «Зименки» официально признано специалистами.


Заповедник — это территория, на которой сохраняются в естественном состоянии природные комплексы и ведутся исследовательские работы. Это только общее понятие. На самом деле заповедник — небольшой уголок нашей большой Земли, где природа является нетронутой и недоступной для рук человека. На территории Нижегородской области находится только один заповедник — «Керженский». Назван он так по протекающей по нему реке Керженец. Широкая, и как кажется, бесконечная река течет мимо живописнейших белопесчаных берегов, поросших раскидистыми ивами. Войдите в лес заповедника, и вы будете поражены его чистоте, прозрачности. Под молодыми сосенками сплошным слоем разостлан ковер из лишайников. Среди мхов встречается вереск, который в Нижегородской области почти не растет. Ближе к Керженцу лес меняется, появляются высокие раскидистые ели и множество папоротника. Чувствуется, какой здесь чистый и свежий воздух! Дышать приятно. Много интересного и необычного можно встретить в заповеднике. Вот растет сосна, которой уже 300 лет. Обхватить ее могут только 4 человека вместе. Вот на березе кап — большой нарост, появившийся без вмешательства человека. Вот липовая аллея, протянувшаяся вдоль реки Вишни, и от которой так и веет душистым запахом липового цвета. Вот чудесное сплетение веток на сосне, непосвященному издалека напоминающее гнездо какой-то крупной птицы.

В бассейне Керженца и его притоков расположены озера-старицы Ахтамоново и Вишенское. Берега озер поросли кустарником, осокой, а над водной гладью, как маленькие шарики распустились желтые кубышки, занесенные в Красную книгу. Интересна река Вишня, левый приток Керженца. Поражает удивительно белый песок и темная вода в реке, напоминающая цвет спелой вишни. Зверям и птицам в заповеднике вольготно. Редко кто потревожит их покой. Подкормят в голодное и холодное время года.


Борнуковская пещера около села Борнукова Бутурлинского района известна с XVIII века. Дорога к ней от села проходит по террасам долины реки Пьяны. Пойма, как и низкая надпойменная терраса, неровная, с множеством провалов, воронок, колдобин, заросших травой и кустарником. При подходе к берегу реки все чаще встречаются крупные и мелкие глыбы и куски белого сахаровидного гипса. И вот впереди открывается отвесная ослепительно белая скала. Зрелище великолепное: обрамленная яркой зеленью белоснежная стена то сверкает на солнце, то переливается шелковистым мягким блеском, то кажется полупрозрачным хрустальным дворцом. Слои гипса залегают горизонтально и разделяются нередко тонкими прослойками глин, поэтому создается иллюзия, что перед вами грандиозная постройка. Иллюзия усиливается еще и тем, что над гипсовой стеной лежит красновато-коричневая толща глин и мергелей. По бокам от входа в пещеру можно видеть два больших наружных карьера, где добывают камень. Вскрытые свежие пласты горной породы среди зеленой массы кустарников и деревьев, особенно в летний солнечный день, представляют красивую, величественную картину. Ослепительно яркие белые и розовые гипсы и алебастры с серыми, зелеными и голубоватыми прожилками и прослойками стоят причудливыми стенами каких-то гигантских сооружений.
Стены пещеры сложены из бело-розового алебастра. Лучи солнца пробиваются внутрь пещеры через ее зев и через образовавшиеся отверстия и щели в стенах. Солнечные блики ползут и играют в полумраке на белых гипсовых стенах; тысячами блестящих искрящихся звезд вспыхивают тогда древние стены, напоминая о далеких былых временах, когда они рождались в пермском море… В пещере довольно прохладно (около 12°С ), мрачно и тихо, только летучие мыши и голуби обитают в ней. По данным исследований последних лет установлено, что пещера представляет интерес в качестве места летнего обитания и зимовки летучих мышей. Летом пещеру используют в качестве места убежища северные кожанки (редкий вид фауны Нижегородской области), лесной нетопырь, ушан.
Внутри пещеры справа и слева от входа можно видеть два довольно больших отверстия, одно из которых образовалось, вероятно, при разработке камня, а другое получилось в результате деятельности атмосферных вод. В северо-западном углу первого зала, за глинистой осыпью зияет черное сводообразное отверстие — ход в другой подземный зал пещеры. Ход представляет собой узкий коридор, сплошь загроможденный крупными камнями. Второй зал совершенно скрыт от дневного света, стены и потолок сырые, с потолка все время каплет вода. В этой второй пещере находится довольно глубокое озеро (5—6 метров) с кристально прозрачной водой. В средней своей части озерко не замерзает даже зимой, и, по-видимому, оно продолжается в какую-то подземную реку. Вешние воды Пьяны в половодье с большой силой и шумом устремляются через коридор во второй подземный зал и там теряются бесследно, уносясь по подземным ходам.


Свои красоты раскрывает легендарное озеро Светлояр. Находится озеро в 179 км от Нижнего Новгорода, и овеяно оно поэтическими легендами и преданиями. Согласно народным поверьям, под водами этого чудо-озера сокрылся таинственный город праведников — град Китеж, не пожелавший сдаваться татаро-монгольскому хану. Легенда легла в основу оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и стала сюжетом для многих произведений живописи Глазунова, Васнецова, Рериха, Коровина и многих других. В селе Владимирском, на окраине которого раскинулось знаменитое озеро, находится уникальный музей «Град Китеж».

    Усталость тихая, вечерняя
    Зовет из гула голосов
    В Нижегородскую губернию
    И в синь семеновских лесов.

    Сосновый шум и смех осиновый
    Опять кулигами пройдет.
    Я вечера припомню синие
    И дымом пахнущий омет.

    Березы нежной тело белое
    В руках увижу ложкаря,
    И вновь, непочатая, целая,
    Заколыхается заря.

    Ты не уйдешь, моя сосновая,
    Моя любимая страна!
    Когда-нибудь, но буду снова я
    Бросать на землю семена.

    Когда хозяйки хлопнут ставнями,
    И отдых — скрюченным рукам,
    Я расскажу про город каменный
    Седым, угрюмым старикам.

    Познаю вновь любовь вечернюю,
    Уйдя из гула голосов
    В Нижегородскую губернию,
    В разбег семеновских лесов.
    Борис Корнилов («Усталость тихая, вечерняя»)

Поездка в Нижегородскую область — великолепная возможность превратить свой отпуск в увлекательное и азартное путешествие, главная награда в котором — знакомство с удивительными по красоте местами и ландшафтами.

© BigCountry, 2008–2024